«Дія» – упростит или усложнит жизнь простых людей?

К написанию данной заметки, меня побудила новость от эстонцев и неразбериха в государственных структурах.

В Украине есть замечательная и многообещающая инициатива, которая призвана оцифровать все возможные сферы государства. Преимущества от этого очевидны:

  • Уменьшение бумажных документов, а с ними и всей «бумажной волокиты»;
  • Единые реестры, которые позволят упростить подачу и сбор нужных документов;
  • Не нужно будет бегать по разным службам и на каждую «бумажку», собирать «миллион бумажек»;
  • Уменьшение количества государственных служащих, что сократит бюрократический аппарат;
  • Более эффективная борьба с коррупцией;
  • Возможность сэкономленные средства, направлять на развитие и модернизацию цифровой структуры государства.

Тот кто хоть раз в жизни, ходил в государственные структуры власти, знает, что для получения любой справки / выписки / заключения / постановления, необходимо собрать и подать целую «гору» документов. В предыдущей заметке, показал пример того, как соцполитика Украины, генерирует тонны ненужной макулатуры.

О чем речь? Те, кто проживает в Украине, если не знаком лично, то уже наслышаны о таких фразах как:

  • страна в смартфоне
  • цифровое государство
  • приложение «Дія»
  • государственные услуги онлайн

 Портал «Дія», доступен в электронном виде как сайт и есть официальные приложения:

Скачивать и устанавливать приложения, настоятельно рекомендую через официальны сайт «Дія», а не по запросам в Google.

Если кто то думает, что название «Дія», означает «Действия», то нет. «Дія» – сокращенно «Держава і я». Если перевести название на русский (названия не переводятся), получится «Гия» («Государство и я»). Учитывая, что данный блог читают и пользователи стран СНГ, им будет более понятно, если будут даны дополнительные разъяснения по данному вопросу. 

Есть пользователи в Украине, которые думают, что название приложения «Дія», означает «Действия»). 

По данному приложению и самому порталу «Дія», есть описание на официальном сайте:

https://plan2.diia.gov.ua

Есть видео, которое как бы отображает суть всей затеи:

Дополнительно, информация дублируется и на сайте Википедия.

За разработку и внедрения данного электронного сервиса государственных услуг, отвечает Министерство цифровой трансформации Украины

Информация на сайте Википедия.

«Дія» – шанс изменить Украину к лучшему?

На мой взгляд, сервис цифровых услуг «Дія», способен улучшить жизнь простых людей, упростив бумажную волокиту и может даже помочь в борьбе с коррупцией.

Если посмотреть в той же Википедия, можно узнать, что министерством цифровой трансформации Украины, руководит Михаил Альбертович Фёдоров. Есть интересное интервью с ним:

 
Видео без политики и предвзятости. На самом деле, при желании, интервью с Фёдоровым можно найти в достаточных количествах на просторах Интернета.

Теперь, если вернуться к самому началу данной заметки, где привел ссылку на новость от эстонцев. Это не сказка и не новость из «желтой газеты». К сожалению, это реальный пример того, как персональные данные пользователей, «утекли в свободное плавание». И логичный вопрос, а не будет ли у нас подобного? Рассчитывать на эффективную работу киберполиции, нет желания.

Есть ли проблемы с решением «Дія»?

На мой взгляд, есть несколько важных момента.

1. Не у всех есть смартфон.

Может кому то будет смешно, но, не все могут позволить себе купить смартфон в Украине. Естественно, можно подобрать оптимальный бюджетник. Тем более, не у всех есть компьютер или ноутбук. Соответственно, как таким гражданам пользоваться преимуществами цифрового государства? Кто то скажет, что это проблемы тех людей. Прекрасно, тогда данная система «Дія», вовсе не для простых людей и создана.

2. Не все технически подкованы.

У меня есть пожилые родственники, которым сложно с обычным кнопочным телефоном разобраться. Есть и помоложе, которые «не дружат» с техникой и современными технологиями. В таком случае, мне нужно им помогать. А что делать тем, у кого никого нет? Есть немало пожилых и одиноких людей, у которых нет родственников или знакомых, которые могли бы помочь. 

3. Во сколько это обойдется?

Доступ к порталу и приложения открыт и не нужно ничего платить. С другой стороны, для малообеспеченных граждан, это дополнительная статья расходов. О чем речь? Например, нужен доступ в Интернет. Это дополнительные расходы. И это пол беды, а что делать людям в сельской местности? Конечно, вся надежда на беспроводной Интернет. Однако, самая крупная 4G Сеть в Украине, не способна обеспечить качественный беспроводной Интернет даже в крупных городах. Не отличился и lifeсell, показав аналогичный результат.

4. Целесообразно ли это?

Если в государственных службах, нет еще ничего толком в цифровом виде и все по прежнему ведут дела на бумаге и хранят в бумажных архивам, может стоит начать от туда? А так, мне выдают многообещающий инструмент, который ничего не умеет практически делать и завязан на «бумажных службах».

Как можно было бы начать? 

На мой взгляд, лучше было бы все государственные структуры, полностью оцифровать. Приведу простой пример. Зачем мне приходить в центр социальной защиты для оформления пособия по уходу за инвалидом и заполнять все ненужные бумажки, о которых писал в предыдущем посте? А зачем мне нести документы с центра административных услуг? Ведь вся эта информация, есть у государства. Просто, она разбросана по разным структурам и гражданам, приходится бегать по каждой структуре и собирать бумаги, чтобы потом принести их на рассмотрение в конкретный орган власти.

Складывается впечатление, что вместо реальной беготни по разным службам и государственным структурам, нам в скором будущем, придется бегать по разным разделам приложения «Дія». А ведь разве не уменьшить бюрократию мы хотели при помощи цифровых услуг? 

Повторюсь, что на мой взгляд, сейчас вся эта бумажная бюрократия, просто переезжает в онлайн. Вот и все). При этом, во всех службах, по прежнему тебя будут гонять по разным структурам и требовать принести кучу бумажек. Нередко, чтобы получить нужную справку, необходимо сходить в несколько служб и потратить на это не меньше 30 дней. Не говоря уже про очереди.

Не разумнее ли было сначала полностью закончить с цифровизацией государственных структур, а уже потом предоставлять к нему доступ простым гражданам через приложение и портал «Дія»? Ведь это позволило бы сократить число служащих, уменьшило бы коррупцию и упростило бы реально жизнь простым людям.

Заключение.

Суть данного поста, не в том, чтобы сказать как все плохо и ужасно. Это скорее личные размышления о том, что ждет нас в будущем, как нацию. Со своей стороны, искренне хочется верить в то, что в будущем, «Дія» действительно упростит жизнь простым людям.

С другой стороны, возможно еще слишком мало прошло времени, чтобы делать выводы. Если вернутся к Фёдорову, который и руководит диджитализацией страны, в одном из интервью, он говорит дельные вещи и остается только верить, что все так и будет.

Особенно понравилась мысль:

[...] бігати повинні дані, а не люди [...]

рус.: бегать должны данные, а не люди

В целом, в данном интервью звучат те мысли, о которых писал выше. Зачем гражданину доказывать государству, что он не «лось», если у государства, есть все необходимые данные на каждого гражданина?

Добавлено 06.10.2021

Мне попался пост на facebook, где описан неприятный случай, который перекликается с моими опасениями, которые излагал в самом начале данной заметки.

Данная информация, была как выяснилось позднее, достаточно слабо освещена большинством СМИ в Украине, что наталкивает на мысль, о намеренном замятии «инцидента» со стороны власти.

https://focus.ua/opinions/486428-cifrovoy-apokalipsis-v-ukraine-kak-prilozhenie-diya-mozhet-otobrat-u-vas-vse

И будет полезным ознакомиться со статьей, которая позволит хоть как-то себя обезопасить.

Отправить комментарий

Новые Старые